Палестино-израильский конфликт вытеснил из поля внимания россиян войну с Украиной, переведя ее в разряд периферийных событий. При этом две трети жителей России не могут определиться, на чьей стороне конфликта находятся их симпатии, однако среди остальных, в отличие от конца 2010-х годов, когда эти симпатии делились поровну, сегодня заметен отчетливый пропалестинский сдвиг: 21% симпатизирует палестинцам и только 6% — Израилю, показывает опрос «Левада-центра». Впрочем, в отличие от жителей США и Европы, многие из которых сознательно сочувствуют палестинской стороне, несмотря на террористическую атаку ХАМАСа, опрошенные «Левада-центром» россияне весьма смутно представляют себе природу конфликта и следуют преимущественно российской телепропаганде: 45% возлагают, вслед за президентом Путиным, вину за обострение конфликта не на ХАМАС или Израиль, а на США и НАТО. Таким образом в сознании россиян регенерируется советская идеологическая схема, в которой «израильская военщина» выступает марионеткой «мирового империализма».
Треть опрошенных «Левада-центром» 19–25 октября 2023 года жителей России (32%) внимательно следят за ходом конфликта в Израиле, еще 56% что-то слышали об этом. Это очень высокий уровень осведомленности о событии (88%) — для сравнения, в том же опросе заявили, что внимательно (22%), довольно внимательно (29%) или «без особого внимания» (35%) следят за событиями в Украине в целом 86% опрошенных. Конфликт в Израиле решительно перевел (во всяком случае, на время) войну в Украине в разряд периферийных событий: согласно опросу ФОМ, проведенному 20–22 октября, среди наиболее значимых событий прошедшей недели его назвали 34% опрошенных, в то время как «военную спецоперацию» в Украине упомянул 21%.
Однако раскладка по возрастам дает ключ к пониманию того, как в России воспринимается конфликт Израиля и ХАМАСа. Среди старших возрастов (55+ лет) внимательно следят за конфликтом 44%, среди возрастной группы 25–39 лет — 21%, а среди самых младших (18–24 года) — лишь 16%. Такой разрыв указывает, что важнейшим инструментом привлечения внимания к конфликту является телевизор, который смотрят преимущественно старшие группы.
Соответственно, более понятным становится и распределение ответов на следующий вопрос «Левада-центра»: на чьей стороне ваши симпатии в этом конфликте? В 2007–2010 годах около 60% российских респондентов не занимали никакой определенной позиции в отношении палестино-израильского противостояния, 10–12% выражали симпатии палестинцам и почти столько же — израильской стороне, а около 20% затруднялись ответить на вопрос. В этот период, в отличие от советских времен, палестино-израильский конфликт совершенно ушел из сферы внимания россиян и российских СМИ. Сегодня ситуация выглядит несколько иначе. С одной стороны, 66% по-прежнему не занимают ту или иную сторону в конфликте, что свидетельствует о достаточно слабой долгосрочной вовлеченности российского общественного мнения в его проблематику. Однако соотношение симпатий среди остальных теперь резко сдвинуто в сторону палестинцев — 21% против 6% произраильски настроенных респондентов; при этом резко сократилось число тех, кто затруднился ответить. Среди потребителей традиционных СМИ (телевидение, радио, печатные издания) палестинцам сочувствуют 26%; среди тех, кто черпает информацию в социальных сетях, Telegram- и YouTube-каналах, — 19%. Разница есть, но она не разительная: произраильские нарративы плохо представлены в том числе и в социальных сетях. В большей степени они присутствуют в YouTube — здесь Израилю сочувствуют 16%.
При этом среди младших возрастов (18–24 года) соотношение симпатий почти не отличается от характерного для конца 2000-х годов: 13% пропалестински настроенных против 10% сочувствующих Израилю. Зато среди категории 55+ симпатии палестинской стороне выказывают 26% против 4% симпатизантов Израиля. Таким образом, именно старшие возраста дают пропалестинский сдвиг в средних по выборке распределениях симпатий. Любопытно также, что среди тех, кто идентифицирует себя как не принадлежащего ни к одному вероисповеданию или атеиста (22%), распределение симпатий также осталось идентичным тому, которое наблюдалось в конце 2000-х: 11% в пользу палестинцев и 10% в пользу Израиля. Среди тех, кто идентифицирует себя как православного (68% опрошенных), палестинцам симпатизируют 22%, а среди относящих себя к исламу (6% от выборки) — 46%.
О том, что на самом деле российские респонденты по-прежнему слабо погружены в проблематику конфликта и в основном повторяют установки российского телеофициоза, свидетельствует и распределение ответов на следующий вопрос: кто виноват в обострении конфликта? 45% опрошенных «Левада-центром» выбрали ответ «США/НАТО», 12% возложили ответственность на Израиль и лишь 8% — на ХАМАС. И в арабском мире, и на Западе основной стратегией оправдания террористической атаки ХАМАСа против израильских мирных жителей является тезис о длительной истории давления и «террора» в отношении палестинцев и жителей Газы со стороны Израиля. Однако в России, как видим, не более половины тех, кто выражает симпатии палестинцам, отдают себе отчет в характере конфликта и обвиняют в нем Израиль. Прочие же следуют абсурдному тезису российской пропаганды, продвигаемому в том числе лично Владимиром Путиным, что во всем виноваты США и НАТО. Даже среди тех, кто не выражает симпатии ни к одной стороне, около трети также убеждены, что во всем виноват НАТО. Среди младших возрастов (18–39 лет) инфицированность этим тезисом несколько ниже — 32%, среди старших (40+) — это половина ответивших полстерам «Левада-центра» (52%). Таким образом в сознании россиян (преимущественно старших поколений) регенерируется советская идеологическая схема, в которой «израильская военщина» выступает марионеткой «мирового империализма».