Подпишитесь на Re: Russia в Telegram, чтобы не пропускать новые материалы!
Подпишитесь на Re: Russia 
в Telegram!

Всемирная сетевая прачечная: российская пропаганда достигает западной и мировой аудитории через экосистему интернет-продвижения, которой Запад не умеет противодействовать


Российский пропагандистский контент легко преодолевает робкие попытки блокировок и санкций и достигает западной и мировой аудитории через экосистему «отмывания», которая дает ему новую жизнь вне связи с первоначальным источником информации. Масштабное исследование, предпринятое при помощи специально созданного инструмента — «ландромата», позволило вскрыть такую экосистему, проследив каналы распространения публикаций заблокированного на Западе телеканала RT.

Размещая «запрещенный» пропагандистский контент без указания источника, ресурсы-прокладки легитимизируют его не только для потребителей и властей, но и, что особенно важно, для поисковых систем.

Выявленная экосистема «отмывания» и транслирования материалов англоязычной версии портала RT насчитывает порядка 400 доменов, которые включают как сайты-«зеркала», соцсети, агрегаторы и государственные СМИ, так и сайты сторонников теорий заговоров, тантры и альтернативной медицины.

Запад проигрывает информационную войну в интернете, используя традиционные инструменты, которые не дают значимого эффекта в сетевую эпоху. В то же время система продвижения кремлевской дезинформации, напротив, специально выстроена с учетом ее особенностей. Эффективная борьба с дезинформацией и пропагандой в этих условиях возможна не в формате государственного мониторинга, а на уровне алгоритмов технологических компаний. Опыт «ландромата» показывает, что выявление и блокирование не адресов и доменных имен, а их контента — вполне выполнимая задача.

Запад не справляется с информационной кампанией России и антизападных автократий, которая не только легко обходит запреты и блокировки, но параллельно создает новую экосистему альтернативного мейнстримным медиа контента и способов его доставки (→ Re: Russia: Пожарный шланг лжи). Один из способов — радиация заблокированного контента с помощью системы сайтов-дублеров и посредников. Эти ресурсы делают репосты пропагандистского контента, выступая в роли «информационной прачечной», благодаря чему он через множество каналов попадает к разным аудиториям и постепенно становится «общим знанием», у которого, однако, нет авторства. Подобную стратегию «отмывания» дезинформации использовал еще СССР: наиболее известным примером является «операция „Инфекция“», в рамках которой КГБ использовал вырезку из индийской газеты, чтобы запустить слух, будто вирус СПИДа возник в правительственной биолаборатории в США. После того как это утверждение было пересказано («отмыто») несколькими источниками, оно в итоге прозвучало в вечерних новостях канала CBS.

Эксперты Альянса в защиту демократии (ASD), Амстердамский университет, а также Institute for Strategic Dialogue представили результаты масштабного совместного исследования, позволяющего увидеть эту гигантскую «прачечную» современного интернета. Исследователи проанализировали более 1500 статей, опубликованных в 2023 году на сайте RT, используя специально созданный инструмент «The Information Laundromat», который позволяет выявлять сходство контента и метаданных публикаций и веб-сайтов и находится теперь в открытом доступе. С его помощью они установили 60 тыс. URL-адресов 3600 доменов, связанных с распространением контента RT. Сгруппировав ссылки и отбросив материалы, которые совпадали с источниками менее чем на 60%, они получили 386 доменов, которые оказались зарегистрированы более чем в 40 странах. Наиболее популярным доменом верхнего уровня был .ru, за ним следуют .us (США), .ca (Канада), .lb (Ливан), а также домены .com, .net и .org. Почти все они репостили материалы RT на регулярной основе, то есть являются постоянной экосистемой «отмывания» этого контента, который продолжал свою жизнь в информационном пространстве без указания на пропагандистское происхождение. 

Эти домены делятся на несколько категорий. К первой относятся сайты-«зеркала», которые являются прямыми копиями сайта RT.com. Они не скрывают источник информации, но позволяют распространять контент, несмотря на санкции, используя другое доменное имя. Самым известным таким «зеркалом» является домен swentr.site, который был зарегистрирован материнской компанией RT «ТВ-Новости» 5 марта 2022 года — через три дня после запрета RT в ЕС. Разновидностью «зеркал» являются домены-зомби: эти сайты изначально создавались как неинформационные ресурсы, однако впоследствии были перепрофилированы и теперь повторяют содержимое сайта RT. Эксперты нашли не менее пяти таких доменов, на каждом из которых была обнаружена страница, написанная на упрощенном китайском, предлагавшая участие в некой онлайн-лотерее. Хотя такие сайты едва ли генерируют большой объем органического трафика, они могут являться частью «схемы ссылок», которая оптимизирует результаты поиска, считают авторы исследования.

Ко второй группе «отмывающих» сайтов относятся соцсети. Из наиболее активно участвовавших в «отмывании» материалов RT доменов примерно четверть представляют собой известные платформы социальных сетей, видеохостингов или блогов, в особенности Reddit и YouTube, а также Telegram, Facebook, LinkedIn, Substack, «ВКонтакте», Instagram, Pinterest, 8kun, Gab и Rumble. Хотя обычно обмен ссылок через соцсети не квалифицируется как «отмывание» информации, анализ показал, что многие из них ссылались на сайты-«зеркала» RT.com. Так, на платформе Reddit ссылки на RT запрещены, но пользователи ставили ссылки на «зеркала» и прокси-сайты, чаще всего на упомянутый swentr.site, а также на греческий сайт-репостер alethonews.com. В результате эти публикации попадали в поисковую выдачу Google.

Еще одной категорией сайтов-«прачечных» являются домены, которые выдают себя за местные новостные издания. Один из них, irishsun.com, названный в честь уже не существующей дублинской газеты, указывает, что «концентрируется на национальных новостях Ирландии». В реальности, как установили авторы исследования, Irish Sun входит в зарегистрированный в ОАЭ синдикат Big News Network, который управляет сотнями изданий по всему миру, выдающих себя за местные, национальные и региональные медиа. Титульный сайт синдиката bignewsnetwork.com занял 11-е место в списке доменов-«прачечных» по количеству републикованного контента RT. Ранее в другом исследовании ASD называл Big News Network и ее филиалы крупнейшим источником контента RT в поисковой выдаче в Великобритании. 

Характерным примером является и ресурс kigalidailynews.com. Хотя этот сайт якобы базируется в Руанде, вкладка с новостями о войне в Украине располагается на нем перед вкладкой, посвященной Руанде, а все соответствующие материалы скопированы с сайта RT, но при этом подписаны именем Эше Саксене Мандала — журналистки, которая якобы также освещает новости спорта и шоу-бизнеса. Фотография Эше Саксене Мандала, размещенная на сайте, была обнаружена исследователями в нескольких интернет-стоках фотоизображений.

К следующей категории доменов-«прачечных» относятся страницы, которые ранее были замечены в распространении теорий заговора, ультраправые, антисемитские и неонацистские сайты, а также ресурсы религиозных движений и различных духовных практик (например, базирующийся в Техасе консервативный католический ресурс onevoice4jesusministries.com). Важную роль в распространении контента RT играет сайт davidicke.com, созданный бывшим английским футбольным вратарем и самопровозглашенным «Сыном Божьим» Дэвидом Айком, которому запрещен въезд в Нидерланды за «представление угрозы общественному порядку». Некоторые статьи RT, опубликованные здесь, в марте 2024 года открыли более миллиона человек. Материалы RT в большом количестве обнаруживаются в новостном разделе ресурса yogaesoteric.net, который посвящен дискуссиям о йоге, тантре, парапсихологии, альтернативной медицине, а также об инопланетянах. 

В системе «прачечных» для пропаганды RT важную роль играют государственные СМИ разных стран, включая КНР, Камбоджу, Ливан, Намибию, Нигерию, Йемен и Зимбабве. Наконец, последней группой информационных ресурсов, которые «отмывают» пропагандистские материалы RT, являются агрегаторы новостей и RSS-каналы. Исследование выявило как минимум 88 доменов-агрегаторов, распространяющих контент RT.com; самым крупным из них является Shafaqna, который, судя по информации на сайте, «представляет интересы мусульман-шиитов во всем мире».

Вводимые западными правительствами санкции против прокремлевских информационных ресурсов удается без труда обойти, при этом зачастую для Кремля это ничего не стоит: многие иностранные домены, похоже, репостят контент RT бесплатно — по идеологическим причинам. Истинный размер прокремлевской информационной «прачечной» гораздо больше, уверены авторы исследования, поскольку свои нарративы через ресурсы-посредники распространяют и другие российские издания, от Sputnik News (и его примерно 30 региональных и языковых агентств) до ТАСС, а также прокремлевские аналитические центры, сайты, связанные с российской разведкой, и аккаунты российских посольств в социальных сетях. 

Таким образом, нынешний «регуляторный» подход к ограничению прокремлевской пропаганды, скорее всего, неверен в своей основе, так как не учитывает механизмов ее распространения в условиях сетевой среды. Запад проигрывает информационную войну, полагаясь на традиционные инструменты, которые не дают значимого эффекта в сетевую эпоху. В то же время система продвижения кремлевской дезинформации, напротив, специально выстроена с учетом ее особенностей. Эффективная борьба с дезинформацией и пропагандой в этих условиях возможна не в формате государственного регулирования, а на уровне алгоритмов технологических компаний. Опыт «ландромата» показывает, что технологии блокирования не адресов и доменных имен, а размещенного на них контента, — это выполнимая задача. Выявление и блокировка его возможны лишь на уровне алгоритмов поиска и выдачи. В противном случае, помимо целенаправленных усилий пропагандистских структур по продвижению определенных материалов, периферийные ресурсы оказываются заинтересованы в их републикации, если те попадают в фарватер искусственно разгоняемого по сети контента. И наоборот, они окажутся не заинтересованными в нем, если алгоритмы научатся распознавать «отмытый» контент и блокировать его поисковую выдачу.


Читайте также

27.05 Пропаганда Обозрение Предвыборный пацифизм: сигналы Кремля о готовности к мирным переговорам — часть стратегии поддержки пацифистской риторики крайне правых и крайне левых накануне выборов в Европарламент 17.05 Пропаганда Аналитика Пожарный шланг лжи: российская пропаганда все более выглядит для Запада экзистенциальной проблемой, которую он пока не способен эффективно решить Пропаганда помогает Москве завоевать расположение не только населения стран глобального Юга, но и жителей западных стран. В глобальной и открытой информационной сети блокировки и запреты «брендов» работают плохо и ведут лишь к «мимикрии дезинформации». Чтобы противостоять мощи российской пропаганды, у Запада не хватает ресурсов, а также понимания, как вести эту борьбу. 08.05 Пропаганда Обозрение Кремлевский свайп: накануне американских выборов Кремль действительно сделал ставку на TikTok, популярность которого в Америке быстро растет, но закрывать соцсеть — плохое решение, уверены эксперты