The Conservatism Clinch: Can Russia Become an Orthodox Iran?


Militant conservatism, traditionalism, family values, orthodoxy and isolationism are increasingly becoming the new state ideology. The Russian authorities believe that the mobilisation of traditionalist tendencies (a traditionalist ‘code’) within Russian society merely requires limiting the influence of the West and the ‘fifth column’. But this view is deeply flawed. Russian conservatism has its own limited scope and specific political profile. As a result, the promotion of traditionalism as an official ideology is more likely to reduce support for the incumbent regime across Russian society. However, this may not be so apparent against the backdrop of the shock of war and increasing repression.

The Dream of an Orthodox Iran

Since its full-scale invasion of Ukraine, Russia has entered a spiral of rapid degradation of the public sphere. The need to justify the war has led the authorities to dramatically extend its ideological control. Books are being removed from libraries; textbooks, fiction and works of art are being screened to ensure that their content conforms to 'family values'; there is widespread militarisation of schooling and education; and higher education is deteriorating. With a speed and impetus rare in today's world, the authorities are imposing elements of an official quasi-ideology that revolves around anti-modernist values imposed on society: homophobia, traditional ‘family values’, orthodoxy, state-centrism, anti-Westernism, militarism, and so on. 

This is not to say that this conservative ideological turn is tied to the war. The war only gave it scope and aggressiveness, reinforced through repression. But the dream of an orthodox Iran on Russian soil has been haunting Putin since the early 2010s. It is motivated by a desire to limit the West's ideological influence on Russian society. Since the mass protests of 2011-2012 at the beginning of his third presidential term, Putin has sought to 'normalise' Russian society by adopting a conservative traditionalist agenda and traditional values, glorifying patriarchy and paternalism as a counterpoint to the 'value decay' of the West, with LGBT tolerance as its apotheosis.

However, this policy had very limited success in the decade prior to the invasion of Ukraine. This was neither an accident nor an oversight. The soft power impulse, in the form of stimulating state policy, was thought to accentuate the conservative preferences of the 'silent majority' — the conservative mass that forms the core of the Russian population. However, research suggests that conservatism and patriarchal values among Russian citizens may have been greatly exaggerated, and that the imposed official narratives are in direct contradiction with the real preferences of the population. 

Paternalism and compensatory conservatism

An important feature of traditional Russian values is the high degree of trust in leaders and superiors. This explains, for example, the rise in approval ratings of previously unknown government officials once they are appointed to senior positions. 

At the beginning of January 2020, polling agencies did not measure the rating of Mikhail Mishustin, the head of the Federal Tax Service. But, by mid-2022, according to the Levada Center, he was the second most trusted politician in Russia, with 15-18% of those polled trusting him (Vladimir Putin is trusted by 40-43% of respondents). Vladimir Putin once entered politics in a similar way, and this is the same mechanism that underlies the relatively high level of public trust in Moscow-appointed governors. This is a manifestation of the commitment to political paternalism or patronage that researchers have traced in Russia, both at the micro level of small communities and at the macro level of federal politics.

At the same time, the high level of trust in authority among Russian citizens coexists with the values of personal choice when it comes to divorce, abortion, and premarital or extramarital sex. In this respect, Russian society does not appear to be traditionalist, but rather emancipated. Russian society does not support church interference in private life, public affairs, education or upbringing. According to the Levada Center, the proportion of respondents who believe that religion should not be taught in schools has increased from 19% in 2016 to 31% in 2022.

According to political scientist Marlene Laruelle, this contradiction between grassroots demands and the top-down policy of promoting traditional values is a common feature of post-socialist countries that have recently undergone fundamental changes. Homophobia, xenophobia, nationalism, and religion are among the elements which have replaced the ideological vacuum that emerged after the fall of communist dictatorships across Eastern Europe. Conservative and nationalist political forces dominate contemporary politics in Poland, Hungary, Serbia, Bulgaria, etc. This is a consequence of the conservative shift that took place in the 1990s, which was a defensive reaction of the population, representing their desire for stability and normalisation, rather than a rejection of change per se. 

In political terms, these conservative aspirations were initially expressed in Russia by voting for the Communist Party (CPRF) and the Liberal Democratic Party of Russia (LDPR). Later, research has suggested that the 'red belt' of Russian regions (where voters actively supported the CPRF) that was prevalent in the 1990s has been replaced by an 'Orthodox belt' (a high proportion of people identifying with the Russian Orthodox Church and high electoral results for United Russia). However, such a change in electoral preferences is unlikely to be associated with a rise in Orthodox identity. Rather, we are witnessing a change in the political actor representing the paternalist agenda: from the fading CPRF to the ruling party, United Russia. 

Individualism rather than traditionalism

However, compensatory conservatism (a reaction to the stresses of the previous period) was by no means the only and dominant trend. Five waves of research into the dynamics of the values of Russian citizens conducted between  2008 and 2018 have shown that during this period there was a significant shift towards individualistic values, a marked reduction in the proportion of 'preservation' values and individuals 'characterised by a strongly pronounced value of existential security, which, in search of protection and guidance, leads to a focus on the social environment, authority and the state'.

Using data from the European Social Survey, sociologist Andrey Shcherbak has shown that the Crimean patriotic 'upsurge' of 2014-2016 initially led to a rise in conservative attitudes, but was then followed by a steady decline in these views. The values of loyalism and conformism jumped (from -0.1 and -0.2 in 2012, respectively, to +0.7 and +0.8 — in factor scores), but after 2015 support for these began to decline (in 2018, loyalism was at +0.3 and conformism was at +0.2). Support for traditionalist values only marginally increased (from +0.1 in 2014 to +0.3 in 2018). Meanwhile, religiosity remained at a level of 0.0 between 2010 and 2016 and then witnessed a slight decline in 2018. Data from the Levada Center confirms that there is a trend towards more scepticism towards the public activities of the Russian Orthodox Church and the idea of its political influence in Russian society. For example, according to Levada Center data, the percentage of respondents who believe that the Church exerts too much influence on public policy has increased from 17% in 2016 to 29% in 2021 (17% considered this influence insufficient in both 2016 and 2019).

Vladimir Putin's dream of an Orthodox Russia was at odds with fundamental trends in the social dynamics of Russian society. Nevertheless, it cannot be said that the authorities' efforts have been in vain.

The religion of hypocrisy

It could be said that by the end of the 2010s a kind of unity had emerged between the grassroots conservatism of a certain section of Russian society and the conservative narrative promoted by the country’s authorities. The latter was seen by the average Russian citizen as somewhat 'normative'. However, this unity was strong across the political spectrum, as expressed in state-centrism, conformism, paternalism, but not in the values associated with religiosity, family models and other areas of individual choice.

Sociologists Sofia Lopatina, Veronika Kostenko and Eduard Ponarin have shown that Russians, like citizens of other post-communist societies, are characterised by a certain hypocrisy when it comes to their public values: they publicly condemn premarital sex, divorce and abortion, but in reality regard them as the norm. A similar logic applies to religion, as Marlene Laruelle has observed: citizens are ready to declare their affiliation to the Russian Orthodox Church, but the level of actual religiosity — readiness to observe church ceremonies, etc — is very low.

For example, about 30% of Russians who identify themselves as Orthodox do not believe in the existence of God. More recent data from LegitRuss produced even lower results: only 55% of respondents claimed to belong to a religion, of which 81% identified as Orthodox. Thus, only 41% of respondents consider themselves Orthodox. At the same time, according to sociologists, the number of people who attend church in Russia is much lower than these figures suggest: between 2% and 6% of respondents, depending on how the question is phrased. In this respect, Russia is one of the most secular countries in Europe.

This hypocrisy extends beyond religiosity to anti-Westernism. As numerous anti-corruption investigations have shown, the ideologues of the regime who promote the idea of the degradation of the West have bought up European real estate with grants from the regime.

Hypocrisy is not some genetic trait of the people of Russia and its neighbours. In reality, it is merely an indication of their political passivity — the gap between the officially promoted narratives and actual practice, and an unwillingness to bridge that gap. Hypocrisy is a form of loyalty in which a lack of political rights is exchanged for a relatively high level of personal freedom.

 Cutting off their nose to spite their face

Either way, Russian conservatism ‘from below’ and conservatism ‘from above’ are not congruent, despite the expectations of the regime's political managers. The political scientist Henry Hale argues that the genuine orientation towards conservative values among Russians is lower than the level of support directed to Putin personally. Writing that Russian society in the early 2020s appears quite divided on issues of sexual behaviour and gender relations, Hale uses data from LegitRuss to show that less than half of Russians are willing to publicly support explicitly patriarchal elements. A significant minority consider men to be better political leaders than women and argue that men should be given priority when seeking employment; only 5% are willing to support unequal responsibility for childcare. 

As a result, researchers believe that the contradictions between real attitudes and the imposed official narrative could fragment society and alienate groups who, while willing to support their superiors and Putin personally, are unwilling to adhere to the full range of 'traditional values' and radical anti-Westernism. Political scientist Kathy Stewart has demonstrated that, while blatant homophobia is a ground for conservative consolidation among Russians, it is unable to smooth over contradictions related to the national, religious and social diversity within Russian society. Like Hale, Stewart writes that, as the Kremlin's ideological policy becomes more specific ('family values', Orthodoxy), it could become a source of conflict in non-Orthodox regions, as well as in regions dominated by secular values and modernising tendencies.

This conflict is already evident in the extremely weak support for the government's narrative and its low approval ratings among the country’s younger generations. It has the potential to spread to older citizens in the near future. The protective mechanism of hypocrisy maintains loyalty. This mechanism is characteristic of a significant part of the Russian population, as is their willingness to exist in the absence of political freedoms. However, attempts to strengthen loyalty through imposed traditionalism and increasing restrictions on consumption and lifestyle are likely to have the opposite effect, reducing support for a government that fails to present a clear social vision to the population while increasingly encroaching on their personal freedoms.

Клинч консерватизма: удастся ли построить в России православный Иран?


Воинствующий консерватизм, традиционализм, семейные ценности, православие и изоляционизм всё более обретают статус новой государственной идеологии. Российские власти предполагают, что, чтобы мобилизовать традиционалистские предрасположенности (традиционалистский «код») российского общества, необходимо лишь ограничить влияние Запада и «пятой колонны». Однако это мнение глубоко ошибочно. Российский консерватизм имеет свой ограниченный ареал и специфический политический профиль. Поэтому продвижение традиционализма в качестве официальной идеологии, скорее, снижает поддержку действующего режима в российском обществе. Впрочем, в условиях военного шока и роста уровня репрессий это может быть еще не так заметно.

Мечта о православном Иране

После начала войны в Украине Россия вошла в пике стремительной деградации публичной сферы. Необходимость оправдания войны толкает власти к резкому расширению идеологического контроля. Из библиотек изымаются книги; учебники, художественная литература и произведения искусства проверяются на предмет соответствия их содержания «семейным ценностям»; происходит повсеместная милитаризация школьного образования и воспитания; деградирует высшая школа. С редким для современного мира напором и скоростью власти насаждают элементы официальной квазиидеологии, складывающейся вокруг навязываемых обществу антимодернизационных ценностных нормативов: гомофобии, традиционных «семейных ценностей», православия, государствоцентризма, антивестернизма, милитаризма и т.п. 

Нельзя сказать, что этот консервативный идеологический поворот связан с войной. Война лишь придала этой политике размах и агрессивность, подкрепив их репрессиями. Но мечта о православном Иране на месте России преследует Путина с начала 2010-х годов и мотивирована стремлением ограничить идейное влияние Запада на российское общество. После массовых протестов 2011–2012 годов, с начала своего третьего президентского срока, Владимир Путин пытается «нормализовать» российское общество на позициях консервативного традиционализма: актуализирует православную повестку и те самые традиционные ценности, прославляет патриархальность и патернализм, противопоставляя их «ценностному распаду» Запада, апофеозом которого выступает ЛГБТ-толерантность.

Однако успехи этой политики на протяжении десяти предвоенных лет оставались весьма ограниченными. И это не случайность и не недоработка. Предполагалось, что импульс «мягкой силы» в виде стимулирующей государственной политики актуализирует консервативные предпочтения «глубинного народа» — консервативной массы, составляющей ядро российского населения. Однако исследования показывают, что консерватизм и патриархальность ценностей российских граждан по многим вопросам сильно преувеличены, а навязанные официальные нарративы вступают в прямое противоречие с реальными предпочтениями населения. 

Патернализм и компенсаторный консерватизм

Среди традиционных ценностей для россиян характерна высокая степень доверия к руководителям и начальникам. Этим, например, объясняются взлеты рейтингов доверия к прежде неизвестным государственным функционерам после их назначения на высокие посты во властной пирамиде. 

Так, в начале января 2020 года опросные службы вообще не измеряли рейтинг начальника налоговой службы Михаила Мишустина, однако уже с середины прошлого года он занимает вторую строчку в рейтинге доверия россиян политикам — с 15–18%, по версии «Левада-центра» (лидеру рейтинга Владимиру Путину доверяют 40–43% опрашиваемых). Таким же образом когда-то пришел в политику Владимир Путин, и на этом же механизме основано относительно высокое доверие населения к губернаторам, получающим свое назначение в Москве. Это проявление приверженности к политическому патернализму или патронализму, которое исследователи прослеживают в России как на микроуровне малых сообществ, так и на макроуровне федеральной политики.

В то же время высокое доверие к начальству среди граждан России соседствует с ценностями личного выбора, когда речь касается разводов, абортов и до- или внебрачного секса. В этом отношении российское общество вовсе не выглядит традиционалистским — напротив, оно кажется достаточно эмансипированным. Вмешательство церкви в личную жизнь, в государственные дела, в процессы обучения и воспитания российское общество также совсем не поддерживает. По данным «Левада-центра», доля тех, кто считает, что религии не должно быть в школе, выросла с 19% в 2016 году до 31% в 2022-м. 

Политолог Марлен Ларюэль полагает, что такое противоречие между низовым спросом и политикой пропаганды традиционных ценностей «сверху» — общая черта постсоциалистических стран, переживших недавно фундаментальные изменения. Гомофобия, ксенофобия, национализм и религия являются тем, что замещает идеологический вакуум, возникший после падения коммунистических диктатур в Восточной Европе. Консервативные и националистические политические силы доминируют в современной политике в Польше, Венгрии, Сербии, Болгарии и др. Это следствие консервативного сдвига, который произошел там в 1990-е годы и являлся защитной реакцией населения, отразившей его стремление к стабильности и нормализации, а не отказ от самих изменений. 

В политическом плане эти консервативные устремления на первом этапе выражались в России в голосовании за КПРФ и ЛДПР. Позднее, как показали исследования, распространенный в 1990-е «красный пояс» российских регионов (где избиратели активно поддерживали КПРФ) сменился на «православный пояс» (высокая доля относящих себя к РПЦ и высокие результаты «Единой России» на выборах). Однако такая смена электоральных предпочтений вряд ли связана с ростом православного самосознания. Скорее, здесь наблюдается смена политического актора, выражающего патерналистскую повестку: с теряющей влияние КПРФ — на партию власти, «Единую Россию». 

Индивидуализм вместо традиционализма

Однако компенсаторный консерватизм (реакция на стрессы предшествующего периода) вовсе не был единственной и доминирующей тенденцией. Как показали пять волн исследования динамики ценностных типов российских граждан в 2008–2018 годах, за этот период произошел существенный сдвиг в направлении индивидуалистических ценностей, заметно сократилась доля ценностей «сохранения» и людей, для которых «характерна сильно выраженная ценность экзистенциальной безопасности, которая в поисках защиты и руководства побуждает к ориентации на социальное окружение, на авторитеты и на государство».

Социолог Андрей Щербак на данных Европейского опроса ценностей (European Social Survey) показал, что в период крымской патриотической «возгонки» 2014–2016 годов сначала наблюдается всплеск консервативных настроений, но затем — их неуклонный спад. Ценности лоялизма и конформизма подскочили (с –0,1 и –0,2 соответственно в 2012 году до +0,7 и +0,8 — в факторных оценках), но уже с 2015 года началось снижение их поддержки (в 2018-м лоялизм был на уровне +0,3, а конформизм — на уровне +0,2). Поддержка традиционалистских ценностей выросла совсем незначительно (с +0,1 в 2014-м до +0,3 в 2018-м). Религиозность, к слову, в период 2010–2016 годов оставалась на уровне 0,0, а к 2018-му тоже немного снизилась. Данные «Левада-центра» подтверждают наличие тренда на более скептичное отношение российского общества к публичной активности РПЦ и идее ее политического влияния. Так, с 17% в 2016 году до 29% в 2021-м выросла, по данным «Левада-центра», доля тех, кто считает, что церковь оказывает чрезмерное влияние на государственную политику (недостаточным это влияние и в 2016-м, и в 2019 году считали 17%).

Мечта Владимира Путина о православном Иране противоречила фундаментальным трендам социальной динамики в российском обществе. Однако нельзя сказать, что усилия властей не дали никаких результатов.

Религия лицемерия

Можно сказать, что к концу 2010-х годов сложилось некоторое единство между низовым консерватизмом определенной части общества и консервативным нарративом, продвигаемым со стороны власти. Последний рассматривался средним российским обывателем отчасти как «нормативный». Однако это единство было сильным скорее в политическом спектре — оно выражалось в государствоцентризме, конформизме, патернализме, — но не в части ценностей, связанных с религиозностью, семейными моделями и другими зонами индивидуального выбора.

Социологи Софья Лопатина, Вероника Костенко и Эдуард Понарин показали, что россиянам, как и представителям других посткоммунистических обществ, свойственно публичное ценностное лицемерие: публично осуждать добрачный секс, разводы, аборты, однако в реальности рассматривать их как норму. Марлен Ларюэль обратила внимание, что в отношении религии действует похожая логика: граждане готовы манифестировать свою причастность к Русской православной церкви, однако уровень реальной религиозности — готовности соблюдать церковные обряды и т.п. — от этого очень далек. 

Так, около 30% тех россиян, кто идентифицирует себя в качестве православных, не верят в существование бога. Более поздние данные LegitRuss показали еще более низкие результаты: только 55% респондентов заявили о своей принадлежности к какой-либо религии, из них только 81% назвали своей религией православие — таким образом, православными считают себя только 41% опрошенных. При этом, по данным социологов, в церковь в России ходит существенно меньше людей — от 2 до 6% опрошенных в зависимости от того, как поставлен вопрос. С этой точки зрения Россия относится к числу самых светских стран Европы.

Лицемерие касается не только религиозности, но и антизападничества. Как известно из многочисленных антикоррупционных расследований, продвигавшие идею о деградации Запада идеологи режима скупали на полученные от него гранты европейскую недвижимость.

Лицемерие не является каким-то генетическим свойством жителей России и соседних стран. В действительности оно маркирует их политическую пассивность — зазор между официально продвигаемыми нарративами и реальными практиками и нежелание этот зазор преодолевать. Лицемерие — это форма лояльности, при которой отсутствие политических прав обменивается на относительно высокий уровень индивидуальной свободы.

Отпиливая сук, на котором сидишь

Так или иначе, российский консерватизм «снизу» и консерватизм «сверху» не совпадают друг с другом, вопреки чаяниям политических менеджеров режима. Политолог Генри Хейл считает, что реальная ориентация на консервативные ценности среди россиян ниже, чем уровень поддержки непосредственно Путина. Хейл пишет, что общество в России начала 2020-х годов оказывается весьма разделенным по вопросам сексуального поведения и взаимоотношения полов, и на данных LegitRuss показывает, что явные элементы патриархата готовы публично поддерживать менее половины россиян. Значительное меньшинство считает мужчин лучшими политическими лидерами, чем женщины, и утверждает, что мужчины должны иметь приоритет в поисках работы; только 5% готовы выступать за неравную ответственность по уходу за детьми. 

В результате исследователи полагают, что противоречия между реальными установками и навязанным официальным нарративом могут расколоть общество и оттолкнуть от режима те группы, которые готовы поддерживать начальство и лично Владимира Путина, но не готовы придерживаться всего комплекса «традиционных ценностей» и радикального антивестернизма. Политолог Кэти Стюарт показывает, что откровенная гомофобия является почвой для консервативной консолидации россиян, однако не способна сгладить противоречия, связанные с национальным, конфессиональным и социальным разнообразием российского общества. Как и Хейл, Стюарт пишет, что если идеологическая политика Кремля будет становиться более конкретной («семейные ценности», православие), то это может стать источником конфликтов как в неправославных регионах, так и в регионах с преобладанием светских и модернизационных ценностей.

Этот конфликт уже сейчас проявляет себя в крайне слабой поддержке нарративов власти и низких рейтингах ее одобрения среди молодых поколений — и в ближайшем будущем может распространиться на средние возраста. Защитный механизм лицемерия сохраняет свойственный значительной части российского населения лоялизм, его готовность существовать в условиях отсутствия политических свобод. Однако попытка подкрепить этот лоялизм с помощью навязываемого традиционализма и расширяющихся ограничений в потреблении и образе жизни приведет, скорее, к обратному эффекту — снижению поддержки власти, не способной представить населению ясной социальной перспективы и в то же время все более вторгающейся в зону его личных свобод.


Читайте также

26.12.22 Идеологии Экспертиза Режим имперской паранойи: война в эпоху пустословия Михаил Ямпольский Любые рациональные объяснения причин вторжения России в Украину выглядят недостаточными и неудовлетворительными, потому что оно само не имеет рациональных оснований. Война с Украиной — это пустота, обрастающая цепочками бесконечного воспроизведения псевдосмыслов. Накачанная риторикой и проекциями в театрализованные ритуалы, она организовывает действительность в простые и доступные порядки, которые, в силу своей простоты, легко и повсеместно усваиваются. 04.10.22 Идеологии Аналитика Нужна ли мобилизации философия войны? Марлен Ларюэль Новый этап войны, в который Россия вступила после объявления «частичной мобилизации», ставит режим Владимира Путина перед необходимостью предложить своим гражданам полноценную философию войны, которая была бы способна оправдать их гибель. Из чего состоит идеологический репертуар, который Кремль может использовать для дальнейшей эскалации? 28.09.22 Идеологии Экспертиза Идеология безыдейных Андрей Зорин, Екатерина Шульман, Александр Панченко, Гульназ Шарафутдинова Авторитарные режимы уделяли идеологии огромное внимание в XX веке, но в XXI для них скорее характерна идейная пассивность. Однако для развязанной Путиным войны необходима не только военная, но и политическая мобилизация, а значит, эта война нуждается в идеологических нарративах, которые способны захватить и консолидировать население. Есть ли у сегодняшнего российского режима идеология?