Подпишитесь на Re: Russia в Telegram, чтобы не пропускать новые материалы!
Подпишитесь на Re: Russia 
в Telegram!

Russia.Post: социологи, историки и политологи обсуждают «Россию после»


Институт европейских, российских и евразийских исследований Джорджтаунского университета (Вашингтон) запустил новый интернет-проект, сфокусированный на России, — Russia.Post. Как пишут издатели и соредакторы проекта, он призван стать платформой экспертной журналистики для обсуждения политических и социальных процессов, происходящих в России, и раздвигать «железный занавес», который грозит отделить интеллектуальное пространство России от остального мира. Название Russia.Post следует читать не в жанровом смысле, а как содержательную рамку ответа на вопрос «Как понимать Россию после 24 февраля и что будет с ней после?».

В первых публикациях Russia.Post разбирается миф об «освобождении» соседних стран и народов как фундаменте империалистического дискурса, оправдывающего завоевания и расширение территории (об этом пишут соредактор проекта Марлен Ларюэль и историк Ботакоз Касымбекова). Культурный социолог Мария Энгстрем находит корни сегодняшней риторики войны в сочинениях российских радикальных консерваторов — Дугина, Холмогорова и Прилепина. Социолог Любовь Борусяк представляет итоги построенного на глубинных интервью сравнительного исследования мотиваций тех, кто уехал из России после начала войны, и тех, кто остался.

Политолог Михаил Виноградов, обсуждая отношение россиян к войне, отмечает, что в общественном мнении отсутствует как «возмущение» по поводу войны, так и массовый патриотический подъем; в этом смысле популярные попытки определения размеров групп «сторонников» и «противников» войны скорее уводят от адекватного понимания ситуации. Большинство россиян находится где-то между этими полюсами, используя в оправдание такой позиции различные риторические блоки и дискурсивные стратегии, а перспективы решительного поражения или победы России выглядят для них равно пугающими.

Украинский историк Георгий Касьянов подробно разбирает российский пропагандистский миф, приравнивающий украинские националистические движения к «нацистам», и объясняет их реальное место и роль в украинской политике последних десятилетий.

Сразу несколько текстов в разных перспективах обсуждают популярную проблему сравнения России после 24 февраля с фашистскими режимами. Так, политолог Александр Кынев полемизирует с подобными проекциями, ссылаясь на опыт других авторитарных режимов, прибегающих к военным и внешнеполитическим авантюрам, чтобы добиться внутренней мобилизации, закрутить гайки и блокировать внутриполитические угрозы.